Пить или не пить витамины?
Никого не надо убеждать в том, что витамины - это хорошо. Организм их сам не синтезирует, а без них волосы не растут, ногти ломаются, а кожа сохнет. Тем не менее, даже у витаминов есть свои недостатки. Последнее время про это пишут все чаще.
Например, в 2007 году в научном журнале Американской медицинской ассоциации был опубликован обзор огромного количества исследований. Были изучены данные более 232 000 человек. Выяснилось, что прием антиоксидантных комплексов с витаминами А и Е не только не спасал от болезней сердца и рака, но и слегка повышал смертность.
Тут надо сделать небольшое отступление и немного пояснить, что такое антиоксиданты, и зачем они нужны. Любые реакции организма, которые происходят с участием кислорода, приводят к образованию реактивных кислородных частиц, в частности, свободных радикалов. В больших количествах они способны нанести вред окружающим тканям, и их воздействие лежит в основе одной из теорий старения. Для борьбы с этими частицами организм использует антиоксиданты – синтезирует свои собственные (коэнзим Q10) или берет извне (витамины А, С и Е, флавоноиды и тп).
Еще одно громкое исследование появилось совсем недавно. В начале мая все крупные издания написали о том, что прием витаминов С и Е практически убивает эффект тренировок. Сотрудники из немецкого Йенского университета проанализировали реакцию антиоксидантной системы организма на интенсивную физическую нагрузку. Так как во время тренировок процессы окисления резко усиливаются, то и свободных радикалов образуется больше.
Оказалось, что регулярный прием витаминов С и Е приводит к тому, что собственные защитные силы не активизируются. Правда Майкл Ристов, автор исследования, отметил, что употребление в пищу свежих фруктов и овощей все равно приносит больше пользы, чем вреда. А его критика относится исключительно к фармацевтическим препаратам. Рональд Кан, соавтор исследования из Бостона, подчеркнул, что небольшие дозы свободных радикалов нужны нам для поддержания работы собственных защитных систем.
Но не стоит сразу бросать пить таблетки. Это исследование было раскритиковано другими диетологами. Например, британский биохимик Роб Чайлдс обратил внимание на то, что исследование анализировало только два показателя защитной системы, тогда как в нее входят сотни компонентов. Он также отметил, что за последние 30 лет накопилось больше количество исследований, подтверждающих, что антиоксиданты уменьшают степень повреждения мышечной ткани во время нагрузок.
Моя однокурсница по медицинской академии, которая сейчас живет и работает в Праге, написала в своем жж очень подробный пост про витамины.
Прочитайте его по ссылке полностью, а я процитирую сделанные ею выводы:
1. Питание и еще раз питание. Рыба, мясо, зелень всяческая, яйца, орехи. Если покупаете замороженные полуфабрикаты, покупайте разные замороженные полуфабрикаты – так вы повышаете свои шансы на – ну, пусть не совсем сбалансированное, но хотя бы чуть более сбалансированное – питание. Если есть возможность выбирать между местными и привозными дарами природы, выбирайте местные. Вместо экзотического фрукта лучше съешьте капусты. Древние римляне, к слову, все болезни капустой лечили, и ничего, вошли в историю как великий народ.
2. Не надо бояться искусственных витаминов как черт ладана. Дважды в год – ранней весной и срединной осенью – устраивайте себе “витаминный” период – пару месяцев приема какого-нибудь нехитрого витаминного комплекса. К отравлению это не приведет, но организм получит шанс хотя бы немного “добрать” то, чего ему не хватает. И он “доберет”, не сомневайтесь, и будет вам премного благодарен.
3. Не гонитесь за дорогими многокомпонентными комплексами, которые обещают одной таблеткой впихнуть в вас всю таблицу Менделеева и ее окрестности. Они-то впихнут, да вы-то не усвоите. Помните, я уже говорила, что поступление в организм всех витаминов сразу, да еще и в дозах, превышающих или равных дневным, да еще и с кучей минералов в придачу – не совсем естественно? Руководствуйтесь этим соображением. Разумнее всего будет выбрать витамины без минералов (минеральные препараты можно отложить на лето и зиму, и вот о них хорошо бы посоветоваться с врачом, потому что минеральные овердозы куда опаснее витаминных), причем обратите внимание на количество витамина в таблетках и старайтесь, чтобы в день с таблетками поступало от 75 до 100 % дневной дозы, но не более того.
4. Если у вас есть заболевания желудочно-кишечного тракта, если вы вегетарианец, если вы привыкли выпивать по бутылке бурбона или чего покрепче в день, то для вас опасность авитаминозов выше в разы. Кроме того, повышена потребность в витаминах у людей с очень высокими физическими и эмоциональными нагрузками, а также у тех, кто резко сменил образ жизни, например, взялся серьезно “сбрасывать” вес. Помните об этом и действуйте в соответствии с этим. Возможно, для вас имеет смысл принимать витамины не дважды, а три-четыре раза в год.
5. Начав принимать витамины, первые несколько дней внимательно понаблюдайте за реакцией организма. О повышенной чувствительности к витаминам В я уже говорила, а кроме нее вы можете встретиться с банальной аллергией либо на один из витаминов, входящих в комплекс, либо на “балластные” вещества, которые добавляют, чтобы придать таблетке вкус, форму и смешной цвет.
6. Если вы проходите курс лечения от какого-либо заболевания или если у вас есть хроническое заболевание, в связи с которым вы постоянно принимаете лекарственные препараты, вам лучше посоветоваться с врачом о приеме витаминов. В любом случае, ваш лечащий доктор должен знать, что вы их принимаете.
7. При малейшем подозрении на то, что причиной ухудшения вашего общего состояния или появления каких-то симптомов стали принимаемые вами витамины, нужно прекратить прием и обратиться к врачу.
P.S. И кстати, да, фармкомпании – это прибыльный бизнес, и они делают на вас деньги. Но это не повод думать, что все, что они продают, лишено смысла. Не все. И не всегда :)







[...] питания. Для чего они нужны, я кратко описала в своей недавней заметке про витамины. Однако глянцевая пресса очень часто грешит [...]